§ 2. Юридический позитивизм. К. Бергбом

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

Господствующим направлением буржуазной юриспруденции оставался юридический позитивизм, получивший наиболее широ­кое обоснование в книге немецкого юриста Карла Бергбома "Юрис­пруденция и философия права" (1892 г.).

Опираясь на философский позитивизм Огюста Конта, Бергбом выступает против "метаюридических" принципов и идей, вноси­мых в юриспруденцию теорией естественного права, учением о "народном духе" исторической школы права, всеми теми доктрина­ми, которые пытаются исследовать не реальное (действующее), а предполагаемое или желательное право.

Согласно теории Бергбома наука должна изучать, а не оцени­вать или требовать; она должна иметь дело только с реальными предметами и исследовать их методом опыта. Соответственно тео­рия права должна заниматься только объективно существующим правом, основанным на правотворческих фактах, т. е. законодатель­ной (и вообще правотворческой) деятельности государства.

Именно действующее, позитивное право обеспечивает порядок, гармонию и безопасность в государстве, создает прочный правопо­рядок, стоящий над гражданами, над властью, над государством.

Поскольку естественное право представляет собой не более чем предположение, нечто субъективное и фиктивное, оно, если его всерьез принимать за явление правового порядка, влечет за собой разрушение правопорядка и анархию. Нельзя решать возникаю­щие на практике юридические дела исходя из естественно-право­вой доктрины, делящей право на естественное и положительное: "Приверженец естественного права должен отказаться от права позитивного; кто не хочет отказаться от позитивного права, должен отбросить естественное, — писал Бергбом. — Любое дуалистичес­кое учение о праве является с точки зрения практической юриди­ческой жизни невозможным". Единственное реальное право то, ко­торое выражено в законе. "Сущность любого права состоит в том, что оно действует". Норма — альфа и омега права, его начало и конец, за пр

еделами закона нет никакого другого права.

Вслед за французскими экзегезами (толкователями, коммента­торами Гражданского кодекса) Бергбом рассматривал право как нечто логически законченное и беспробельное1 — праву присуща та же непроницаемость, что и физическому телу. Вся задача суда состоит в том, чтобы на основе логического толкования текста зако­на определить решение по данному делу.

Вслед за главой английской аналитической школы Дж. Ости­ном континентальный позитивизм видел источник права в суверен­ной власти, в государственной воле. Отсюда делались выводы о верховенстве закона, о подчинении судей закону. Юридический пози­тивизм довел до совершенства разработку приемов толкования пра­вовых норм, особенно приемов логических, грамматических, систе­матических.

Догма права, обоснованная юридическим позитивизмом, имеет первостепенное значение для правоприменительной деятельности, особенно в периоды относительно стабильного развития граждан­ского общества.

И все же юридический позитивизм не создал подлинной теории права. Отказ от "оценочных суждений" и от философских подходов к праву выводил за пределы правоведения не только всю критику права (известно, что противоречий и пробелов в законах избежать никогда не удавалось), но и прогностический подход к самому пра­ву, т. е. проблему его совершенствования и развития. Юридический позитивизм не мог дать ответа и на самый для него важный вопрос: как обеспечить законность (правомерность) правотворческой дея­тельности государства, если само оно сила, творящая право?

Вся теория юридического позитивизма базировалась на пред­положении, что государство является правовым, однако это пред­положение неоднократно опровергалось практикой ("лучше капля силы, чем мешок права"), а к обоснованию правового государства могло вести лишь изучение "метаюридических" начал.

Наконец, сколь ни велика заслуга юридического позитивизма в обосновании законности и правопорядка, проблема прав человека была им отвергнута вместе с теорией естественного права, а сам человек в праве и правопорядке признавался лишь "физическим лицом", наделенным "субъективными правами", выводимыми из текстов законов, а не из природы самого человека.

На началах юридического позитивизма строились также, кон­цепции ряда либеральных государствоведов, анализирующих и ком­ментирующих институты публичного права на основе формально-догматической методологии.

Характерным представителем этого направления был француз­ский государствовед Адемар Замен (1848—1913). Эсмен — предста­витель юридической школы государствоведения, суть которой сво­дится к выведению государства из конституции формально-право­выми способами, к отождествлению государства с правопорядком, с системой государственно-правовых норм, к принципиальному от­рыву государствоведения от социологии. В книге "Общие основания конституционного права" (1895 г.) Эсмен утверждал, что конститу­ционное право и социология имеют различные области знания, у каждой из них есть свой предмет и свои методы исследования.

Аналогичных взглядов на государство как на "юридическую организацию народа" придерживались германский государствовед Пауль Лабанд и другие либеральные позитивисты, сводившие го-сударствоведение к комментированию действующих конституций и практики их осуществления.

< Попередня   Наступна >